Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) анализируется путем сравнения полученного результата с показателями, представленными в таблице 2.8.
Таблица 2.8 Шкала уровня эмпатических тенденций
Пол |
Уровень эмпатических тенденций | |||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |
Мужчины |
33 - 26 |
25 - 17 |
16 - 8 |
7 - 0 |
Женщины |
33 - 30 |
29 - 23 |
22 - 17 |
16 - 0 |
Проведенный анализ показал низкий уровень эмпатии лидера ООО «Panasonic». Неспособность руководителя сопереживать, прислушиваться к проблемам своих подчиненных создает напряженную рабочую обстановку, разрядить которую руководитель не в состоянии. Это также ухудшает качество работы персонала, снижает удовлетворенность трудового коллектива как директором, так и работой.
В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации (39, С. 101).
Успех руководителя во многом зависит от его умения построить правильные отношения с подчиненными. Доверие к руководителю, признание его авторитета, хороший деловой контакт, близость к людям обеспечивают хороший климат и дисциплину в организации.
Перед руководителем, особенно только начинающим работать с данной организацией, всегда возникает необходимость объективно оценить отношения, которые складываются или сложились с подчиненными. Для этой цели руководитель может воспользоваться шкалой начальник - подчиненный (НП) (39, С.248). Шкала НП предназначена для оперативной оценки характера отношения подчиненных к своему руководителю. Она состоит из 20 вопросов (утверждений), с каждым из которых испытуемый может согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»).Текст опросника представлен в Приложении 5.
С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в отношении подчиненных к руководителю и определить степень совместимости:
§ компетентность руководителя, его профессиональное мастерство (вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19);
§ эмоциональность руководителя, его умение проявлять чуткость и доброту, внимание и человечность (вопросы 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20);
§ требовательность и справедливость руководителя, его умение взаимодействовать с подчиненными (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18).
Результаты проведенного опроса представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 Анализ совместимости личностных качеств лидера и подчиненных
№ вопроса |
Распределение ответов респондентов по предложенным вариантам |
Удельный вес ответов респондентов |
Оцениваемый параметр | ||
да |
нет |
да |
нет | ||
1 |
9 |
4 |
69% |
31% |
П |
2 |
8 |
5 |
62% |
38% |
Э |
3 |
5 |
8 |
38% |
62% |
Т |
4 |
4 |
9 |
31% |
69% |
П |
5 |
2 |
11 |
15% |
85% |
Э |
6 |
10 |
3 |
77% |
23% |
Т |
7 |
11 |
2 |
85% |
15% |
П |
8 |
7 |
6 |
54% |
46% |
Э |
9 |
11 |
2 |
85% |
15% |
Т |
10 |
12 |
1 |
92% |
8% |
П |
11 |
11 |
2 |
85% |
15% |
Э |
12 |
9 |
4 |
69% |
31% |
Т |
13 |
13 |
0 |
100% |
0% |
П |
14 |
4 |
9 |
31% |
69% |
Э |
15 |
2 |
11 |
15% |
85% |
Т |
16 |
7 |
6 |
54% |
46% |
П |
17 |
1 |
12 |
8% |
92% |
Э |
18 |
3 |
10 |
23% |
77% |
Т |
19 |
1 |
9 |
8% |
69% |
П |
20 |
4 |
9 |
31% |
69% |
Э |
Итого | |||||
П |
8,14 |
4,43 |
63% |
34% |
- |
Э |
5,29 |
7,71 |
41% |
59% |
- |
Т |
6,67 |
6,33 |
51% |
49% |
- |
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.