В связи с закатом эры классических предприятий на повестку дня встает разработка новых организационных структур предприятий, обеспечивающих постоянное перепроектирование и кардинальное улучшение его деловых процессов (business process reengineering), оптимизацию взаимодействия между различными подразделениями и службами предприятия и, вообще, между предприятием и заказчиками, между предприятием и его поставщиками и подрядчиками. Подобная реорганизация предприятия, проводимая ради обеспечения его устойчивости и конкурентоспособности, предполагает одновременный учет целой гаммы факторов, относящихся к различным сферам и стадиям деятельности предприятия и влияющих на эффективность его функционирования. Все это приводит к неуклонному переходу от сосредоточенных к распределенным организационным моделям.
На смену классическим предприятиям, строившимся по канонам научной организации труда Ф.В.Тейлора, Г.Форда и А.Файоля, приходят новые структуры организации прeдприятий, такие как «предприятие мирового класса» или «предприятие класса А», «расширенное» предприятие, «горизонтальное» предприятие, «фрактальное» предприятие, «виртуальное» предприятие, «обучающееся» предприятие, и наконец, «интеллектуальное» предприятие. Эти посттейлоровские предприятия, имея много общих организационных черт (например, все они рассматриваются как открытые системы, где основное внимание уделяется оптимизации отношений между заказчиком и исполнителем), различаются, главным образом, точкой зрения аналитиков. Так, например, концепция «горизонтального» предприятия соответствует структурно-организационному подходу, понятие «расширенного» предприятия раскрывает эффективность кооперативных стратегий развития, а понятие «виртуального» предприятия, опирающееся на сетевые технологии, охватывает коммуникативные аспекты реализации совместных работ удаленными друг от друга партнерами. Ниже мы будем рассматривать вышеуказанные стратегии реорганизации предприятия как естественные шаги на пути к интеллектуальному предприятию [7].
«Горизонтальное» предприятие
Понятие «горизонтального» предприятия - это пример организации нового типа, где горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и внешние горизонтальные связи оказываются более важными и критичными параметрами эффективности, чем традиционное вертикальное управление (субординационные связи). Сам термин «горизонтальное» предприятие предложил в конце 80-х годов F.Ostroff - консультант компании McKinsey & Сo, сформулировавший также ряд принципов его построения [2].
Горизонтальное предприятие образуется не на базе функций или отделов, а скорее вокруг ведущих процессов, каждый из которых направлен на достижение определенной цели. Оно содержит немного уровней иерархии, причем основными единицами оказываются автономные и самоуправляемые междисциплинарные рабочие группы (multidisciplinary teams). Подобные «комплексные бригады» способны охватить весь спектр требований заказчиков и самостоятельно решить основные проблемы взаимоотношений с ними, что далеко не всегда осуществимо в рамках обычного однородного подразделения компании.
В соответствии с идеями горизонтального предприятия, все процессы на предприятии можно разделить на следующие группы [4]:
) стратегические (критичные для выполнения общей цели);
) функциональные (рабочие) процессы;
) административные;
) межличностные.
Стратегические процессы, разрабатываемые руководителями высшего звена, непосредственно влияют на выживание, конкурентоспособность и эффективность работы предприятия. Они носят единичный характер и являются специфичными для разных сфер бизнеса и типов предприятий, прямо определяя их развитие. Роль менеджеров верхнего звена состоит в доведении стратегических целей до нижележащих уровней и контроле за их эффективным выполнением. Только около 10% от общего числа деловых процессов предприятия попадают в эту категорию, но эти 10% в наибольшей степени характеризуют состояние организации в целом и потенциал ее развития.
Функциональные процессы управляются менеджерами среднего звена, такими как менеджер по кадрам, финансовый директор и т.п. Они являются стандартными для всех предприятий (управление человеческими ресурсами, бухгалтерский учет, система платежей и пр.) и составляют около 20% от общего числа деловых процессов фирмы.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.