Данная распределенная структура характерна, например, для американских предприятий сталелитейной и химической промышленности, которые сокращают свои затраты, отдавая все больше рабочих мест зарубежным поставщикам.
Однако понятие «расширенного» предприятия (entreprise etendue) далеко выходит за рамки простого переноса рутинных и второстепенных работ с головного на другие, чаще всего, отдаленные от него), предприятия. Речь идет о создании гибкого предприятии с переменной, настраиваемой структурой, состоящей из автономных модулей, которые наращиваются в зависимости от объема функций предприятия и сложности решаемых задач. Здесь, исходя из соображений коммерческой выгоды, головное предприятие может доверить любую функцию, включая производство или сборку конечного продукта, внешнему партнеру. Наиболее известными примерами подобных предприятий, имеющих в качестве приоритетного направлений своей деятельности создание единой мощной сети подрядчиков и партнеров, являются фирмы Бенеттон, Найк и Рибок [1].
Для уточнения понятия расширенного предприятия рассмотрим две принципиально различные стратегии роста предприятий в условиях их активного взаимодействия и тесного переплетения сфер деятельности. Первая, «хищническая», стратегия, подчиняющаяся принципу конкурентной рациональности, предполагает интерпретацию взаимодействия предприятий на «черно-белых» шкалах конкурентной борьбы и доминирования. Это означает, что рассматривается ситуация абсолютного соперничества, предполагающая поиск и достижение преимущества над конкурентами с их последующим устранением или поглощением более сильными предприятиями более слабых. Такая стратегия отнюдь не оптимальна, поскольку здесь объединение опыта и ресурсов взаимодействующих предприятий субаддитивно, т.е. целое оказывается в некотором смысле меньше составных частей. Другая, более гибкая стратегия, предполагает обращение к «серым» шкалам «конкуренция - кооперация», «субординация - координация» и т.п., когда предполагается взаимная адаптация конкурентов, их сосуществование и поиск консенсуса. Показательным примером формализации такой конфликтной ситуации является принцип равновесия Нэша. При этом возможны переходы от конкуренции к различным формам кооперации или объединений. Так, например, возникновение у конкурентов общих целей и потребность в опыте друг друга, создают ситуацию простого сотрудничества, а при наличии общих ресурсов и взаимных обязательств оно перерастает в координированное сотрудничество. Даже при различных целях, но при недостатке индивидуального опыта и прочих ресурсов часто формируются краткосрочные и долгосрочные коалиции ради выживания и повышения конкурентоспособности. В данных ситуациях образование союзов, коалиций или ассоциаций предприятий приводит к возникновению организационной структуры более высокого порядка - расширенного предприятия, когда за счет нелинейных, синергетических эффектов объединения предприятий у них образуются новые качества и расширенные возможности. Такая стратегия дает супераддитивный эффект (целое оказывается больше составных частей) и, следовательно, большую прибыль.
«Виртуальное» предприятие
Понятие «виртуального» предприятия является естественным обобщением понятия компьютерно интегрированной организации. Его предложил примерно 10 лет назад J.Hopland из фирмы DEC [4].
Термин «виртуальное предприятие» используется в двояком смысле. В более абстрактном контексте виртуальное предприятие означает наиболее передовую и эффективную форму организации предприятия из ряда «мысленно возможных», которая является наилучшей с точки зрения имеющихся технических и экономических условий. В более конкретном смысле, виртуальное предприятие означает сетевую, компьютерно опосредованную организационную структуру, состоящую из неоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Тогда прилагательное «виртуальное» может интерпретироваться как «искусственно образованное» или как «мнимое, не существующее в реальном физическом пространстве» или как «расширенное за счет совместных ресурсов». Здесь налицо явная компьютерная аналогия с понятием «виртуальной машины», где ни один процесс не может монопольно использовать никакой ресурс, и все системные ресурсы считаются ресурсами потенциально совместного использования. Идея виртуальной машины лежит в основе целого ряда коммерческих операционных систем, в частности, систем VM/CMS фирмы IBM и VAX/VM фирмы DEC.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.