Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов с различных предприятий и их компьютерно опосредованной интеграции, приводящей к формированию гибкой, динамичной организационной системы, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок [5].
Следует подчеркнуть метафорический характер понятия виртуального предприятия: полностью виртуальное, т.е. не имеющее базовых структур в реальном физическом пространстве, предприятие, конечно, не может существовать. Речь идет об интенсивном взаимодействии реально существующих специалистов и подразделений различных предприятий в виртуальном пространстве с помощью новейших информационных и коммуникационных технологий. Такое взаимодействие призвано повысить уровень кооперации и координации партнеров, а в конечном итоге, конкурентноспособность производимой ими продукции и, соответственно, прибыль.
Понятие виртуального предприятия является полностью ориентированным на заказчика, поскольку его основные характеристики - быстрота выполнения заказа (minimal time-to-market) и полнота удовлетворения требований клиента. С включением заказчиков и подрядчиков в единую открытую организационную структуру границы между взаимодействующими предприятиями становятся довольно нечеткими, прозрачными и подвижными [3].
Уровень партнерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает: преуспевание одних есть необходимое условие преуспевания других.
При этом предприятие имеет больше шансов остаться довольным своими поставщиками, если они будут активно участвовать в разработке новых продуктов, услуг и даже стратегий его деятельности.
Виртуальное предприятие может рассматриваться как своего рода метапредприятие, объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных инновационных проектов или производстве продукции мирового класса. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий - партнеров вокруг некоторого проекта, который партнеры не могут выполнить в отдельности. Классическим примером является образование европейского консорциума AIRBUS Industries, производящего аэробусы A-310 и др. Другими яркими примерами служат объединение усилий фирм Apple и Sony при работе над проектом Powerbook, а также партнерство компаний AT&T, Marubeni Trading Co и Matsushita Electric Industrial Co при проектировании компьютера [5].
В частности, образование виртуального предприятия из разнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Так, например можно объединить достоинства больших предприятий (мощных, но обладающих сильной инерционностью и медленно реагирующих на изменения рынка) и малых предприятий (испытывающих недостаток в ресурсах, но способных быстро реагировать на изменения и перестраиваться). Виртуальное предприятие не ведает отраслевых или ведомственных границ.
С практической точки зрения, виртуальное предприятие есть сеть свободно взаимодействующих (и взаимосодействующих) агентов, находящихся в различных местах. Эти агенты разрабатывают совместный проект (или ряд взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, кооперации, сотрудничества, координации и т.п. Поэтому создание виртуального предприятия связано с интеллектуальным моделированием взаимодействия сложных, неоднородных, отстоящих друг от друга агентов.
Здесь построение многоуровневых дружественных интерфейсов между агентами играет первостепенную роль. В плане увязки проекта и обеспечения схождения к конечному решению (т.е. совместно разработанному продукту), следует обратиться к таким средствам как «информационные магистрали и супермагистрали» и протоколы коммуникации.
«Становой хребет» виртуальных предприятий образует единство передовых коммуникационных, информационных и энергоемких технологий.
Каноническая инфраструктура виртуального предприятия включает следующие основные составляющие: cеть Internet, международный стандарт для обмена данными по моделям продукции STEP (Standard for the Exchange of Product model data) и стандарт на взаимодействие прикладных программ CORBA (Common Object Request Broker Architecture), разработанный консорциумом Object-Managemtnt Group (OMG). При этом прикладные программы, представленные в стандарте CORBA, могут использовать данные, получаемые через Internet в формате STEP. При создании общей инфраструктуры язык IDL, применяемый в CORBA, объединяется с языком описания данных EXPRESS, используемом в стандарте STEP. Здесь IDL описывает интерфейсы работы с прикладными программами, а объектно-ориентированный язык EXPRESS описывает нормализованные модели данных [6].
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.