По прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ, темпы роста грузоперевозок транспортными организациями в 2008 - 2010 гг. несколько замедлятся. Исключение составят контейнерные перевозки, среднегодовой рост которых превысит 20% за счет увеличения импорта контейнеропригодных грузов и наращивания объемов транзитных перевозок через территорию России, а также в результате повышения спроса на импорт технологического оборудования. [7; 74-77]
Высокая доля аутсорсинга в сфере грузоперевозок (более 90% совокупного грузооборота по всем отраслям экономики), определяется особенностями формирования российского транспортного рынка, а именно:
. Преобладание железнодорожных перевозок в общем грузообороте по всем отраслям экономики (84%) и монопольное положение на рынке ОАО «Российские железные дороги», предоставляющего услуги по перевозке грузов на коммерческой основе. Промышленные предприятия, имеющие собственную железнодорожную инфраструктуру и подвижной состав, осуществляют в большинстве случаев транспортировку объемных грузов на небольшие расстояния, что отражается в низких показателях их грузооборота.
. Морские, воздушные и внутренние водные грузопотоки преимущественно осуществляются специализированными транспортными компаниями. Лишь в последние годы наметилась тенденция к приобретению в лизинг или строительству собственного водного и морского транспорта российскими производственными компаниями (прежде всего нефтяными).
Анализ внешней среды позволяет выявить влияние составляющих на уровнях макроокружения (макросреда) и непосредственного окружения (микросреда) предприятия.
Макроокружение или макросреда включает общие факторы, которые не касаются прямо развития предприятия в краткосрочном периоде, но могут влиять на них в долгосрочном периоде. Стратегическими факторами макроокружения считаются такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия и отраслей промышленности.
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то при анализе внешней среды филиала ЗАО «Уралтранс» г. Златоуста ограничимся теми сферами, которые оказывают существенное влияние на данное предприятие.
Рассмотрим четыре узловых направления: политико-правовые факторы; экономические факторы; технологические (или научно-технические) факторы; социокультурные факторы макросреды.
Важнейшие характеристики каждого из факторов макросреды внешнего окружения филиала ЗАО «Уралтранс» показаны в таблице 3.
Таблица 3. Факторы макросреды (общего окружения) внешней среды предприятия филиал ЗАО «Уралтранс» (г. Златоуст) и их характеристики
Факторы |
Важнейшие характеристики |
Политико-правовые |
- Состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность (антимонопольное законодательство; законы по охране окружающей среды; внешнеэкономическое законодательство). - Государственная экономическая политика (налоговая политика и законодательство в этой сфере; правительственная стабильность; регулирование занятости населения; позиция государства по отношению к иностранному капиталу). - Последствия влияния внешнеполитических акций на развитие рынков сбыта. |
Экономические |
- Покупательная способность потребителей. - Финансово-кредитное положение в стране (процентная ставка и курс национальной валюты; количество денег в обращении; уровень инфляции). - Общехозяйственная конъюнктура (тенденции валового национального продукта; уровень безработицы; контроль над ценами и заработной платой; цены на энергоресурсы). - Система налогообложения. - Инвестиционная политика. - Эластичность потребления. |
Научно-технические |
- Темпы технологических изменений в контролируемой и смежных отраслях. - Инновационный потенциал предприятия и его конкурентов. - Ужесточение требований к безопасности технологических нововведений. - Затраты на НИОКР из разных источников. - Государственная политика в области НТП. |
Социально-культурные |
- Особенности культурных и нравственных ценностей сообществ потребителей. - Степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов (включая массовую культуру). |
Объективный характер воздействия среды на развитие предприятия поддается количественной оценке, которая позволяет рассчитать влияние компонентов макросреды (макроокружение), микросреды (непосредственного окружения) и внутренней среды (таблица 4). Количественная оценка может быть выражена с помощью абсолютных и относительных показателей.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.