Итак, анализ внутренней среды предприятия филиал ЗАО «Уралтранс» г. Златоуста позволяет сделать вывод о том, что серьезных стратегических проблем на предприятии не выявлено.
2.4 SWOT- анализ
Дополним внутренней и внешней среды предприятия филиал ЗАО «Уралтранс» г. Златоуста SWOT-анализом, который позволит выявить сильные и слабые стороны предприятия и сделать оценку потенциала предприятия.
Необходимо отметить, что внутренний анализ является частью SWOT - анализа. Внутренний анализ в совокупности с внешним анализом, а именно, выяснением возможностей (положительных тенденций и явлений внешней среды, которые могут увеличить эффективность деятельности предприятия) и угроз (отрицательных тенденций и явлений, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному уменьшению объема продажи прибыли), составляет основу проведения SWOT - анализа.
Иными словами, внешний анализ (выявление возможностей и угроз) и внутренний анализ (выявление сильных и слабых сторон) составляет SWOT - анализ (по начальным буквам английских слов: S - сильные стороны, W - слабые стороны, O - возможности, T - угрозы).
Рассмотрим сильные и слабые стороны филиала ЗАО «Уралтранс» в г. Златоуст.
К его сильным сторонам относятся:
· удобное географическое положение предприятия для оказания услуг потребителям;
· накопленный опыт работ на данном специализированном рынке услуг по перевозке грузов;
· адекватные финансовые ресурсы;
· хорошая квалификация персонала и относительно высокий профессиональный уровень специалистов, среднего и высшего руководства предприятия;
· благоприятная репутация у потребителей и достаточно высокий имидж предприятия;
· достаточно обширный перечень оказываемых предприятием услуг;
· постоянная работа по тактическому и стратегическому планированию на предприятии, в соответствии с изменяющимися внешними факторами.
Все эти условия, при использовании эффективных средств продвижения услуг, позволяют с учетом требований потребителей увеличивать объемы реализации услуг и находить новые рынки сбыта.
Слабые стороны филиала ЗАО «Уралтранс» в г. Златоуст:
· отсутствие значительных оборотных средств;
уровень цен на услуги по перевозкам зависит от ситуации на рынке (формирование тарифов на услуги зависит от цен на электроэнергию, нефтепродукты).
Возможности филиала ЗАО «Уралтранс» в г. Златоуст:
выход на новые географические рынки и рынки потребителей;
расширение видов услуг и увеличение объемов реализации;
использование финансового и маркетингового потенциала предприятия;
вертикальная интеграция, открытие представительств предприятия;
ускорение роста рынка.
Угрозы филиала ЗАО «Уралтранс» в г. Златоуст:
возможность появления новых конкурентов;
рост реализации объемов услуг конкурирующих предприятий;
неблагоприятная экономическая и законодательная политика правительства;
падение платежеспособности основных потребителей.
Для SWOT-анализа потребовались следующие данные (таблица 10):
- выявление силы в потенциале ЗАО «Уралтранс»: (S),
- выявление слабости в потенциале предприятия (W),
установление возможностей, предоставляемых предприятию его внешней средой (O),
выявление угроз для предприятия со стороны внешней среды (T).
Зафиксированы следующие сильные стороны потенциала ЗАО «Уралтранс»: (поле - «сила - возможности»), которые могут обеспечить использование представившихся возможностей:
- комплексный подход к решаемой проблеме (исследование рынка, знание ресурсов, умение решать кадровые проблемы и др.);
- знание рынка потребителей;
- преимущества в области издержек за счет комплексного подхода к проблеме и, как результат, - более низкие по сравнению с конкурентами цены на услуги предприятия;
- хорошая репутация предприятия у потребителей услуг.
Зафиксированы следующие слабые стороны ЗАО «Уралтранс», которые не дают шанса использовать представившиеся возможности (поле - «сила - угрозы»):
- возможность развития предприятий конкурентов;
- нестабильность экономической ситуации в России;
- постоянный рост цен на электроэнергию, нефтепродукты, связанные с инфляцией.
Зафиксированы наихудшие сочетания слабых факторов с тем, чтобы предприятие ЗАО «Уралтранс» обращало на них особое внимание (поле - «слабость - угрозы»):
- сочетание нестабильности экономической ситуации в России с отсутствием значительных оборотных средств у предприятия;
- сочетание роста конкуренции с инфляционными процессами;
- сочетание роста цен на электроэнергию, нефтепродукты с возрастающим давлением конкуренции.
Определена целесообразность использования возможностей при выявлении и поиске стратегии развития потенциала предприятия (поле - «слабость - возможности»):
- усилить работу по снижению затрат на производимые услуги;
- необходимо разработать стратегию и бизнес-план развития предприятия на ближайшие 3-5 лет.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.