в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, a TCN более возражали.
.
а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными. I
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
.
а. Обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие".
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
.
а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. I
б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
.
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны.
.
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
в. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
.
а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
б. Очень строго контролирует работу коллектива в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.
.
а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
в. Не может влиять на дисциплину.
.
а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в. Подчиненные предоставлены самим себе.
Приложение 2
Текст опросника
Эффективность лидерства
. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений?
а) да, б) нет.
. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
а) да, б) нет.
. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
а) краткий, ясный, точный;
б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.
. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений?
а) да, б) нет.
. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении?
а) да, б) нет.
. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?
а) да, б) нет.
. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?
а) да, б) нет.
. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
а) да, б) нет.
. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?
а) да, б) нет.
. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?
а) да, б) нет.
. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?
а) да, б) нет.
. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
а) да, б) нет.
Управление персоналом предприятия делится на три главных направления: стратегическое, оперативное и обеспечение.
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств.